В
России наблюдается ажиотажный спрос на ювелирный туризм
Развитие
направлений внутреннего туризма в России спровоцировало спрос на совершенно
новую услугу для этой отрасли – путешествия к месторождениям минералов и
драгоценных металлов, на прииски и в «сокровищницы» при добывающих компаниях и
заводах, выпускающих ювелирные изделия. Описание проекта и конкретных
«ювелирных» маршрутов были представлены на крауд-платформе idea.asi.ru в рамках подготовки к
форуму «Сильные идеи для нового времени», который Агентство стратегических
инициатив и Фонд Росконгресс проведут в Сочи 11-12 ноября.
Как
показывает официальная статистика Федерального агентства по туризму, спрос на
туры к популярным ранее местам отдыха и традиционные экскурсионные маршруты
стабильно замедляется в последние годы. В 2018 году объем платных туристских
услуг в денежном выражении уступил показателям предыдущих трех лет: только
150,3 млрд рублей против 158,3 млрд в 2015-м, 161,3 млрд – в 2016-м, 166, 5
млрд – в 2017 г.г. Одной из причин снижения спроса на внутренний туризм
эксперты рынка называют «шаблонность» туристского продукта.
Однако
программы развития внутренних путешествий по России положили начало новому
тренду: среди россиян наблюдается ажиотаж на «ювелирный» туризм. И речь идет не
о шопинг-турах: ювелирный туризм – это путешествия на месторождения минералов и
драгоценных металлов, в места производства и продажи ювелирных изделий, в
учреждения сбора и хранилища предметов ювелирного искусства, на отраслевые
конгрессы и выставки.
После
снятия режима самоизоляции, например, в турагентствах спросом пользовались
путешествия в Калининград к традиционным местам сбора янтаря, в Вологодскую
область – для знакомства с уникальной техникой чернения серебра. Кроме того,
россияне посещали фабрики Свердловской области, работающие с уральскими
самоцветами, красноярские предприятия по золотодобыче и, конечно, республику
Саха, прославившую себя во всем мире благодаря чистейшим якутским бриллиантам.
Отдельным
направлением сегодня успешно продается маршрут «Золотой квадрат
Санкт-Петербурга», идущий «по следам истории» всемирно известного дома ювелира
Карла Фаберже - поставщика царского двора и императорской семьи. Тур включает
визит на петроградскую сторону «северной столицы» в район, где ранее
размещались эмальерные мастерские братьев-ювелиров Петровых; экскурсию по Большой
морской улице к бывшему дому Карла Фаберже и в музей мастера на набережной реки
Фонтанки, а также участие в мастер-классе по инкрустации пасхального яйца в
стиле Фаберже.
Авторы
проекта предлагают создать единую цифровую платформу для взаимодействия всех
потенциальных игроков новой туристической ниши и путешественников. Платформа
будет включать в себя туристский маркетплейс по продаже «ювелирных» туров с
системой отзывов и рейтингами, ювелирный маршрутизатор – интерактивную карту
России с интересными фактами о «ювелирных» регионах и биржу деловых контактов,
через которую потенциальные партнеры смогут назначать встречи и заключать
предварительные договоренности в рамках выставок.
«Потенциальные
путешественники становятся менее восприимчивым к традиционным предложениям,
потому что хотят вместо ординарного массового продукта более
персонализированные туры, в которых они смогут получить новые эмоции,
впечатления, эстетическое удовлетворение и одновременно узнать что-то новое,
получить полезный навык. В «ювелирных» турах, например, можно научиться
определять виды и ценность природных камней, металлов, увидеть, как добываемое
в шахтах и карьерах сырье после процесса обработки и огранки становится
ювелирными брендами, - отметила Татьяна Будная, представитель
отраслевого холдинга Junwex,
который развивает направление ювелирного туризма в России. - Человеку
недостаточно уже просто купить понравившееся украшение, он ждет увлекательной
истории, связанной с ним. При этом ювелирный туризм создает базу для развития
премиального сегмента индустрии путешествий».
Новая
туристическая ниша способствует объединению игроков рынка из смежных сфер,
стимулируя межотраслевую кооперацию и создание совместных предприятий. К
традиционным предприятиям сферы гостеприимства присоединяются компании
ювелирной сферы: ювелирные мастерские, дизайнеры, производители ювелирных
изделий и даже места добычи природных ископаемых.