Туризм: новая экономика впечатлений

11.11.2020

В приветственном слове Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, отметил, что Президент Российской Федерации Владимир Путин ставит задачу форсировать развитие туристической отрасли в России и сделать туризм доступным для жителей страны. Российские регионы заинтересованы в развитии туризма, активно работают в этом направлении, а Правительство РФ будет помогать регионам в реализации туристических инфраструктурных проектов.

Участники дискуссии поделились своим видением того, какие вызовы стоят перед туристической отраслью в стране. Они считают, что надо повышать информированность потенциальных туристов, создавать разнообразную туристическую инфраструктуру будущего с учетом зеленых технологий, качественно готовить кадры для работы в этой отрасли и связать все это в единую систему.

Ольга Захарова, заместитель генерального директора АСИ, проинформировала участников о готовности бизнеса включаться в туристические проекты: «Мы провели инвест-питчинг, где бизнес подтвердил, что 35% предпринимателей готовы тратить до 15 млн рублей, 40% – готовы тратить от 15 до 100 млн рублей, а 25% – готовы проинвестировать более 100 млн рублей. У России нет проблем с деньгами. У нас есть проблемы с земельными участками и инфраструктурой. В каждом регионе есть потенциал для развития экологического туризма, просто мы его пока не знаем».

На сессии отмечено, что сейчас благоприятное время для развития внутреннего туризма в стране. Необходимо сформировать якорные проекты – куда ехать и зачем, развивать региональные перевозки в обход московского транспортного узла, логистически правильно формировать турпакеты.

Пример такого подхода озвучил Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области, рассказывая о действующих проектах промышленного туризма в регионе: «Мы в свое время поняли, что если на „Северсталь“ не пустим туристов, то одними интерактивными технологиями в музее их не привлечем. И мы открыли „Стан-2000“ – самый крупный широкополосный стан горячей прокатки в Европе и в России. Там открыли галерею для туристов, разработали безопасный маршрут. И все: отбою нет. Поднимаются туристы на площадку, видят мощь России. Промышленный туризм – огромная ниша, которая в стране не занята».

Экологический туризм также может стать якорным проектом, так как «хорошо разгружает голову». Одновременно он формирует отношение человека к природе. Это бизнес по продаже впечатлений. «Система экологических троп, а их в стране порядка 2400 км, требует нормативного регулирования по их содержанию и соответствующему оформлению», – считает Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия. В России 12 тысяч особо охраняемых территорий, но их мало кто знает, потому что только в 2019 году они стали открываться для населения. По заявлениям спикеров, нужно найти баланс между сохранением и развитием.

По мнению выступающих, важным направлением является и сельский туризм, поскольку это не просто туризм, а система формирования нового сообщества людей и развития сельских территорий. Для реализации проектов в этой сфере, а это, по сути, рекреация территорий, необходимо разрешить отвод 5% сельхозземель под застройку, снизить ставки по налогу на имущество и установить адекватные тарифы на энергоносители.

Участники дискуссии также отметили, что большинство регионов имеют планы по развитию туризма, но не все имеют одинаковые возможности. Регионам нужно создавать свой туристический портрет с 3–5 якорными проектами, правильно организовать маркетинг и аналитику для понимания целевой аудитории, а также разработать методику по оценке эффективности продвижения турпродукта, дабы не распылять усилия и средства.

ПАРТНЕРЫ ФОРУМА

Партнерами форума «Сильные идеи для нового времени» выступили более 20 крупнейших компаний России, ведущих институтов развития и информационных агентств. Титульные партнеры – Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и Правительство Москвы, генеральный спонсор мероприятия – Банк ВТБ (ПАО), официальный автомобиль Форума – компания АО «Мерседес-Бенц РУС», официальный партнер – РНКБ Банк (ПАО).

Партнерами деловой программы Форума выступили: САО «ВСК», АО «Почта России», ОАО «РЖД», АО «Россельхозбанк», ПАО «Россети». Представители этих компаний примут участие в сессиях в качестве докладчиков и экспертов, поделятся своими знаниями, опытом и лучшими практиками.

Среди партнеров по организации – ПАО «Промсвязьбанк» и официальная вода Форума «Жемчужина Байкала». Партнерами Территории инноваций выступили ГК «Автодор», ПАО «Газпром нефть» и АО «Рособоронэкспорт», компания ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз» стала партнером сессии по здравоохранению, а компания ООО «Бристол-Майерс Сквибб» выступила партнером проекта «Здоровое общество».