В приветственном слове
Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации,
отметил, что Президент Российской Федерации Владимир Путин ставит задачу
форсировать развитие туристической отрасли в России и сделать туризм доступным
для жителей страны. Российские регионы заинтересованы в развитии туризма,
активно работают в этом направлении, а Правительство РФ будет помогать регионам
в реализации туристических инфраструктурных проектов.
Участники дискуссии
поделились своим видением того, какие вызовы стоят перед туристической отраслью
в стране. Они считают, что надо повышать информированность потенциальных
туристов, создавать разнообразную туристическую инфраструктуру будущего с
учетом зеленых технологий, качественно готовить кадры для работы в этой отрасли
и связать все это в единую систему.
Ольга Захарова,
заместитель генерального директора АСИ, проинформировала участников о
готовности бизнеса включаться в туристические проекты: «Мы провели
инвест-питчинг, где бизнес подтвердил, что 35% предпринимателей готовы тратить
до 15 млн рублей, 40% – готовы тратить от 15 до 100 млн рублей, а 25% – готовы проинвестировать
более 100 млн рублей. У России нет проблем с деньгами. У нас есть проблемы с
земельными участками и инфраструктурой. В каждом регионе есть потенциал для
развития экологического туризма, просто мы его пока не знаем».
На сессии отмечено, что
сейчас благоприятное время для развития внутреннего туризма в стране. Необходимо
сформировать якорные проекты – куда ехать и зачем, развивать региональные
перевозки в обход московского транспортного узла, логистически правильно
формировать турпакеты.
Пример такого подхода
озвучил Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области, рассказывая о
действующих проектах промышленного туризма в регионе: «Мы в свое время поняли,
что если на „Северсталь“ не пустим туристов, то одними интерактивными
технологиями в музее их не привлечем. И мы открыли „Стан-2000“ – самый крупный
широкополосный стан горячей прокатки в Европе и в России. Там открыли галерею
для туристов, разработали безопасный маршрут. И все: отбою нет. Поднимаются
туристы на площадку, видят мощь России. Промышленный туризм – огромная ниша,
которая в стране не занята».
Экологический туризм также
может стать якорным проектом, так как «хорошо разгружает голову». Одновременно
он формирует отношение человека к природе. Это бизнес по продаже впечатлений.
«Система экологических троп, а их в стране порядка 2400 км, требует
нормативного регулирования по их содержанию и соответствующему оформлению», –
считает Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия. В России 12 тысяч особо
охраняемых территорий, но их мало кто знает, потому что только в 2019 году они
стали открываться для населения. По заявлениям спикеров, нужно найти баланс
между сохранением и развитием.
По мнению выступающих,
важным направлением является и сельский туризм, поскольку это не просто туризм,
а система формирования нового сообщества людей и развития сельских территорий. Для
реализации проектов в этой сфере, а это, по сути, рекреация территорий,
необходимо разрешить отвод 5% сельхозземель под застройку, снизить ставки по
налогу на имущество и установить адекватные тарифы на энергоносители.
Участники дискуссии также отметили, что большинство регионов имеют планы по развитию туризма, но не все имеют одинаковые возможности. Регионам нужно создавать свой туристический портрет с 3–5 якорными проектами, правильно организовать маркетинг и аналитику для понимания целевой аудитории, а также разработать методику по оценке эффективности продвижения турпродукта, дабы не распылять усилия и средства.
ПАРТНЕРЫ ФОРУМА
Партнерами форума «Сильные идеи для нового времени»
выступили более 20 крупнейших компаний России, ведущих институтов развития и
информационных агентств. Титульные партнеры – Государственная корпорация
развития «ВЭБ.РФ» и Правительство Москвы, генеральный спонсор мероприятия –
Банк ВТБ (ПАО), официальный автомобиль Форума – компания АО «Мерседес-Бенц
РУС», официальный партнер – РНКБ Банк (ПАО).
Партнерами деловой программы Форума выступили: САО «ВСК», АО
«Почта России», ОАО «РЖД», АО «Россельхозбанк», ПАО «Россети». Представители
этих компаний примут участие в сессиях в качестве докладчиков и экспертов,
поделятся своими знаниями, опытом и лучшими практиками.
Среди партнеров по организации – ПАО «Промсвязьбанк» и
официальная вода Форума «Жемчужина Байкала». Партнерами Территории инноваций
выступили ГК «Автодор», ПАО «Газпром нефть» и АО «Рособоронэкспорт», компания
ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз» стала партнером сессии по здравоохранению, а
компания ООО «Бристол-Майерс Сквибб» выступила партнером проекта «Здоровое
общество».