
В
питчинге проектов Российского экологического оператора (РЭО) приняли участие
инициативы, вошедшие в топ-листы форума «Сильные идеи для нового времени»,
организованного АСИ и Фондом Росконгресс в ноябре 2020 года. Проекты относятся
к четырем трекам – «Зеленая экономика», «Новое городское развитие», «Новые
компетенции» и «Новая технологическая стратегия». Все инициативы
рассматривались в логике тем экологии и природопользования.
«Встреча
авторов идей с экспертами РЭО организована в рамках работы с наследием Форума
«Сильные идеи для нового времени». Агентство стратегических инициатив оказывает
содействие авторам по формированию партнёрств для продвижения и реализации их
идей и проектов», - подчеркнул директор Центра организации партнёрства и сети
АСИ Андрей Пысин.
«РЭО
всегда поддерживает инициативы, направленные на повышение экологической
безопасности, охраны окружающей среды и экокультуры. По нашим оценкам,
представленные проекты - высокого качества. Считаем, что ряд из них будут
актуальны в области экономики замкнутого цикла и могут быть успешно реализованы»,
- заявили АСИ в пресс-службе оператора.
Первый
проект по «зеленой экономике» - это
создание экосистемы промышленного симбиоза в России через развитие центров
промышленного симбиоза (автор Николай Питиримов). Его цель – развитие зеленой
экономики и промышленного симбиоза в России как инструмента безотходной
экономики. Это приведет к росту «зеленых» госзакупок.
В
планах команды проекта – в 2021 году сформировать перечень инновационных и
прорывных технологий по промышленному симбиозу, в 2022 году должна заработать
национальная цифровая платформа промышленного симбиоза. К 2025 году планируется
создать эко-индустриальные парки в 50 регионах, а в 2030 – завершить переход
страны к «зеленой экономике».
Второй
проект – стандартизация зеленого
строительства в России с учетом зеленых технологий от национальных
производителей (автор Андрей Бенуж). Его цель – разработка и внедрение системы
национальных «зеленых» стандартов ГОСТ в различные отрасли экономики:
строительство и ЖКХ, транспорт, энергетика, экотуризм, образование. Также
планируется ввести систему добровольной сертификации «зеленых» товаров и услуг
и сертификаты соответствия.
К
2024 году планируется актуализировать почти 280 нормативно-технических
документов и ввести 115 новых для внедрения передовых технологий в России. К
этому же сроку 30% ГОСТов и других обязательных строительных требований должны
стать рекомендательными.
Команда
проекта отмечает, что механизм разработки «зеленых» стандартов готов,
необходимо сформировать государственную систему с соответствующими стратегиями
и поручениями. Первые установочные национальные «зеленые» стандарты заработали
в 2019 году, первый ГОСТ – в 2020 году.
В
тройку проектов также входит инициатива по созданию международного научно-образовательного центра в
области «зеленой» экономики «Ойкумена» на Камчатке (автор Сергей Самойленко).
Центр будет заниматься научными исследованиями о природе и разрабатывать
«зеленые» решения для различных сфер деятельности.
Все
эти принципы будут соблюдаться при создании и работе центра, отмечает команда
проекта. Решения будут разрабатываться после проведения мультидисциплинарных
исследований экологического, социального и экономического аспектов проекта.
Следующий
проект предполагает создание новой отрасли
– лесного фермерства на землях сельскохозяйственного назначения (автор Дмитрий
Черепков). Сейчас в стране не используются 76 млн га сельхозполей, до 2030 года
планируется вернуть в оборот 12 млн га. Команда проекта намерена поднять на 30%
производство деловой древесины в России – до 100 млн куб м в год с выручкой от
250 млрд до 1 трлн руб. в год. Благодаря лесоводству в стране должны появиться
больше 100 тыс. новых рабочих мест, доход от сбора ягод, грибов и трав должен
вырасти до 3,5 млрд руб. в год.
Для
достижения этих целей необходимо внести изменения в нормативную базу
Россельхознадзора, Лесной и Земельный кодексы, поставить задачи для Минсельхоза
по формированию лесного фермерства в стране и вовлечь собственников земель в
лесовыращивание.
Еще
одна интересная идея – дистанционный мониторинг
аварийных и спорных экоситуаций как способ общественного контроля воздействия
промышленности на окружающую среду (авторы – сотрудники Всемирного фонда дикой
природы). Его цель – снижение негативного воздействия промышленности на
окружающую среду за счет усиления общественного контроля.
В
планах команды проекта – предоставить всем россиянам возможность сообщать о
возможных авариях с помощью специального программного решения, которое еще
предстоит разработать. В верификации данных будут участвовать независимые НКО,
информацию планируется передавать в компании и региональные контролирующие
органы. Также должны появиться аналитические инструменты для прогнозирования
вероятностей аварий на основе собираемых данных. Команда проекта надеется, что
это повысит и уровень открытости экоинформации нефтегазовых, горнодобывающих и
металлургических компаний, а в итоге снизит негативное воздействие
промышленности на экологию.
Следующий
проект предполагает дифференцированный
подход (рурализацию) к комплексному устойчивому развитию сельских территорий
(автор Дмитрий Панов). Его цель – создать в регионах примеры устойчивого развития
подобных территорий и малых городов на основе эффективного задействования
местных ресурсов, привлечения бизнеса, господдержки по модернизации социальной,
инженерной и туристической инфраструктуры.
В
планах – создать цифровую платформу, в которую войдут каталог населенных
пунктов для переезда, каталог практик устойчивого развития малых городов,
местного самоуправления, лидерских инициатив, роста валового продукта и
обеспечения занятости населения, включая набор успешных практик реализации мер
поддержки. Также на платформе разместят каталог дистанционных сервисов и
технологий, обеспечивающих бытовые и социокультурные потребности человека.
Проект
«Зеленые школы – 2030» ставит своей целью сформировать экокультуру, навыки
экологичного образа жизни у российских школьников, а также внедрить
экоинфраструктуру в школах (автор Татьяна Честина). Планируется, что к 2030
году 50% российских учителей будут заниматься экопросвещением школьников с
помощью экоуроков, а половина всех российских школ внедрит «зеленую»
инфраструктуру.
На
портале Экокласс.рф педагоги, родители и волонтеры
получат бесплатные методические материалы и интерактивные игровые уроки по экологизации
школ и созданию сети школьных экоклубов. Школьники на портале также смогут
проходить онлайн-уроки, квесты и участвовать в конкурсах по экотемам. К концу
2022 года команда инициативы намерена вовлечь в проект 200 тыс. учителей, 30
тыс. волонтеров, а также заниматься развитием системы экообразования в стране в
партнерстве с государством и стейкхолдерами.
Последний
проект – «Цифровая экология. Создание
системы по организации и учету обращения с твердыми коммунальными отходами»
(автор Артем Седов). Команда проекта создала программно-аппаратный комплекс
«Управление отходами», который полностью покрывает нужды региональных мусорных операторов.
Комплекс включает расчет логистики, финансы, документооборот, мониторинг
транспорта.
В системе реализована уникальная математическая модель,
задача которой - минимизация расходов на обращение с отходами в течение срока
действия территориальной схемы вывоза мусора при условии достижения
установленных целевых показателей. Также в мусорные контейнеры авторы проекта предлагают
ставить датчики уровня отходов.
«Рассмотренные
сегодня проекты направлены на решение задач в области устойчивого природопользования
и экологии. Авторы проектов постарались поставить во главу угла интересы
человека и сообществ, обеспечить им комфортное существование в условиях
современной городской и сельской среды.
Мы надеемся, что большинство проектов будут реализованы на практике, в
том числе, с помощью наших партнеров, Российского экологического оператора», -
заявил директор проектов центра организации партнерства и сети АСИ Илья
Ходаков.
Новейшие
инициативы в области экологии обсудят также на IX Невском международном
экологическом конгрессе, который состоится 27–28 мая 2021 года
в Санкт-Петербурге. Организатор мероприятия — Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство природных ресурсов
и экологии Российской Федерации, оператор конгресса — Фонд
Росконгресс.