На фестивале АСИ обсудили практики по развитию наставничества

24.12.2021

На фестивале «Я - наставник», организованном Агентством стратегических инициатив (АСИ) в московской Точке кипения и в онлайн-формате, представили пять лидерских проектов, направленных на развитие движения наставничества. Это лидерский проект «Академия наставников», а также четыре проекта, поддержанные АСИ по итогам форума «Сильные идеи для нового времени», организованного Агентством и Фондом Росконгресс: экосистема «Развивающее наставничество для развития экономики России», «Фабрика предпринимательства», Акселерационные школы наставничества New Mentor и Global mentoring integrator.

 «Движение наставничества в России особенно активно развивается с 2018 года. Оно уже имеет свою реализацию в социальном, производственном, образовательном секторах. Его принципы начали внедряться во всех проектах и инициативах, которые реализует АСИ: лидеры проектов ведут за собой сообщества и также формируют лидеров изменений, делясь с ними своим опытом. Сейчас мы видим большой запрос молодого поколения на реализацию себя в роли наставника и на получение опытного ментора из разных сфер, например, предпринимательства», — отметила заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Юлия Ханьжина.

Директор Открытого университета «Сколково» Екатерина Морозова рассказала про проект «Академия наставников», который с 2018 года реализуется Фондом «Сколково» совместно с АСИ и Кружковым движением НТИ. Его цель – выращивание наставников для национальной образовательной системы, развитие сетевого сообщества, формирование центра экспертизы для детских, молодежных научно-технологических и предпринимательских проектов.

«В этом году мы завершаем первый этап развития проекта. За три года общее количество наставников, использующих экосистему и платформу проекта, – более 25 000 человек. Мы стали заниматься обучением наставников. В итоге семь тысяч человек — выпускники курсов и наших школ. На платформе также доступна модель компетенций наставника проектной деятельности, выпущено 9 методик обучения», — рассказала Екатерина Морозова.

Президент АМК «Национальной федерации профессиональных коучей и менторов» Александра Прицкер поделилась проектом «Развивающее наставничество для развития экономики России». Его цель – создать экосистему, чтобы россияне смогли быстро находить решения своих вопросов по развитию предприятий с помощью экспертизы и личного опыта наставников. В рамках проекта до конца года проходит исследование «Лучшие практики в корпоративном менторинге (управленческом наставничестве)» - https://coachmentor.ru/nfpc-item/luchshie-praktiki-v-korporativnom-mentoringe/.

«После 10 лет, когда организации только изучали, наблюдали за таким феноменом, как корпоративное наставничество, программы менторинга уже активно применяются в лучших технологических компаниях, например, SkyEng, Сбер, Почта Банк, Miele. Эти передовые организации применяют менторинг как внутренний ресурс организации для поддержки и развития своих сотрудников. Очень важно продвигать и показывать лучшие практики применения менторинга, развивающего наставничества у нас в России», — поделилась Александра Прицкер.

Учредитель Фабрики предпринимательства, предприниматель Айдар Булатов рассказал о результатах работы проекта «Фабрика предпринимательства». Это образовательный проект по созданию бизнеса при поддержке экспертов и наставников – опытных предпринимателей: они проводят мастер-классы и направляют на пути создания предприятия. В декабре 2021 года генеральный директор АСИ Светлана Чупшева презентовала проект Владимиру Путину во время наблюдательного совета Агентства.

Айдар Булатов отметил, что по итогам работы программы за 2014–2019 гг. создано более 1000 новых компаний. Фабрика затрагивает такие направления, как «Фабрика-Дети» (для ребят 8-16 лет), «Фабрика-Старт» (для начинающих предпринимателей), «Фабрика ПРО» (для действующих предпринимателей) и «Фабрика Предпринимательства — Без границ» — образовательный курс для людей с ограниченными возможностями. Практика размещена на платформе «Смартека» и внедряется на территории Дагестана, Амурской, Новгородской, Пензенской, Тверской и Тульской областей, а также имеет филиалы в пяти странах.

Директор Федерального ресурсного центра наставничества «EDMENTOR», соавтор целевой модели наставничества, утвержденной и рекомендованной Министерством просвещения России, Ирина Пронькина представила проект Global mentoring Integrator – всероссийскую точку сборки сообщества координаторов, кураторов, наставников и наставляемых внутри и вокруг образовательных организациях. Цель проекта – создать партнерскую сеть организаций, использующих технологии наставничества, а также компоненты технологического конструктора для поддержки наставничества.

Генеральный директор Центра методической поддержки наставничества «Мое будущее» Мария Чередилина рассказала о территориальной акселерационной программе наставничества NewMentor. По ее словам, школы наставничества – это необходимый элемент подготовки для того, чтобы 19 из 20 наставнических отношений были успешными.

«Наша цель – сделать такие школы переговорной площадкой межсекторного, социального и эстафетного наставничества для всех регионов, заинтересованных не только в конкретной личности, но и в развитии экономики субъекта России. В своей школе мы соблюдаем паритет, чтобы там были бизнес, власти, образовательные организации, общественный сектор и сами наставляемые. Наша основная задача – подготовить к этой работе территориальные команды», —отметила Мария Чередилина.

Во второй части фестиваля наставнические сессии в офлайн- и онлайн-формате провели выпускники Школы наставников лидерских проектов «100 лидеров развития новых подходов в образовании»: лидерские проекты Информационная образовательная система РОСТ, AWAGAS GROUP, Акселерационные школы наставничества NewMentor.

Подробнее с практиками наставничества можно ознакомиться в Атласе практик наставничества, разработанного по результатам конкурса лучших практик наставничества 2018 года и трека «Новые компетенции» Форума «Сильные идеи для нового времени».