Деятели искусств, представители бизнеса и власти
собрались на одной площадке, чтобы обсудить возможности для развития креативных
индустрий в регионах. Уже сейчас в отдельных регионах страны приняты или
рассматриваются решения по оказанию поддержки и продвижению продуктов и услуг
местных креативных индустрий и традиционных ремесел. Что еще можно сделать,
чтобы вывести творческий потенциал регионов на новый уровень – на этот вопрос
постарались ответить участники встречи.
«По итогам нашего исследования по креативным отраслям
получилось, что вклад в ВВП России достигает 5%. С одной стороны, это большая
сумма, более 5 трлн рублей. С другой стороны, среди лидеров стран, которые
развивают свои креативные индустрии, эта цифра сегодня достигает 10% и в
некоторых случаях 12% ВВП», – сказал Илья Токарев, директор проектов Агентства
стратегических инициатив.
Достичь таких впечатляющих показателей невозможно, не
развивая традиционные промыслы. «Те страны, которые сделали большой рывок в
развитии креативных индустрий, делали ставку на свои традиционные компетенции.
Например, коллеги из Индии, которая является одним из лидеров в развитии
креативных индустрий, за 15 лет с небольшим в 33 раза увеличили свой экспорт на
основе продукции креативных индустрий, основанных на традициях. По сути, каждую
деревню и малый город они превратили в мини-корпорацию», – рассказала Лилия
Нургатина, заместитель директора департамента развития промышленности социально
значимых товаров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
«Запрос на развитие креативных индустрий у мэров очень
большой. Но с чем они сталкиваются прежде всего? Во-первых, со словарем – что
мы понимаем о креативной индустрии. <…> В креативных индустриях все: от
народных промыслов до IT-технологий. И этот огромный разброс мэрам зачастую
трудно осознать. Также мэры смотрят на опыт той же Москвы («Трехгорка» или
«Флакон»). У них возникает желание сделать что-то подобное. Они выбирают
красивый промышленный объект и ищут инвесторов, чтобы его реструктуризировать.
Дальше у них возникает вопрос, кто там будет жить, люди каких профессий», –
обозначила дилемму Наталья Тимакова, зампредседателя и член правления
государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (титульного партнера Форума).
Тимакова также отметила, что «важно увеличивать механизмы государственной
поддержки».
«Для Якутии это проблема непростая, потому что мы
сырьевая республика. Мы первые в стране приняли такой нормативно-правовой акт,
как Указ Главы Республики Якутия о развитии креативной индустрии, об основных
направлениях до 2025 года. Мы сделали упор на креативизацию несырьевого сектора
Якутии, создание условий для развития и коммерциализации того, что уже
создается», – поделился опытом Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия).
Другую сторону проблемы обозначила Наталия Шмелькова,
заместитель директора продюсерского центр «ЛАД». «Безусловно, нет выработанной
системы субсидирования, тем более что и сектор абсолютно серый. С другой
стороны, непонятно, музыканты – это кто? Это бизнесмены, которые зарабатывают
миллионы, или это ребята, которые занимаются только творчеством? И нет
понимания, к чему мы относимся – к культуре или к экономике», – сказала Наталья
Шмелькова.
Вадим Самойлов, лидер рок-группы «Агата Кристи», с удовольствием отметил: «Радостно, что государство начинает обращать внимание на нашу отрасль. И видимо, возникает понимание, что без развития творческого самовыражения дальше мы в развитии страны двигаться не сможем».
ПАРТНЕРЫ ФОРУМА
Партнерами форума «Сильные идеи для нового времени» выступили более 20 крупнейших компаний России, ведущих институтов развития и информационных агентств. Титульные партнеры – Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и Правительство Москвы, генеральный спонсор мероприятия – Банк ВТБ (ПАО), официальный автомобиль Форума – компания АО «Мерседес-Бенц РУС», официальный партнер – РНКБ Банк (ПАО).
Партнерами деловой программы Форума выступили: САО «ВСК», АО «Почта России», ОАО «РЖД», АО «Россельхозбанк», ПАО «Россети». Представители этих компаний примут участие в сессиях в качестве докладчиков и экспертов, поделятся своими знаниями, опытом и лучшими практиками.
Среди партнеров по организации – ПАО «Промсвязьбанк» и официальная вода Форума «Жемчужина Байкала». Партнерами Территории инноваций выступили ГК «Автодор», ПАО «Газпром нефть» и АО «Рособоронэкспорт», компания ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз» стала партнером сессии по здравоохранению, а компания ООО «Бристол-Майерс Сквибб» выступила партнером проекта «Здоровое общество».