Три идеи, которые помогут
выбрать свою будущую профессию, не тратить время на теории, а сразу учиться
тому, что необходимо для работы, и прокачать навыки под надзором
нейротехнологий. Рассказываем о новых образовательных технологиях и проектах
форума «Сильные идеи для нового времени», который 11-12 ноября проведут в Сочи
Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс.
Выбрать профессию с
помощью игр
Компания «Софтвей ++»
разработала платформу профориентации на основе цифрового портфолио с элементами
геймификации – мобильное приложение Skillometr.
«Отвечая на простые
вопросы тестирования на определение интересов и ставя цель в профиль,
пользователи формируют индивидуальный набор тегов (ключевых слов),
распределенных по семи направлениям (спорт, инженерное и ИТ, бизнес,
естественно-научное, творчество, soft skills, языковое). Во время обучения
пользователи могут добавляться в сообщества по интересам, сравнивать свои
результаты с однокурсниками. Через цифровое портфолио отображаются баллы и
звания за прохождение основного курса и дополнительных конкурсов. Все это,
являясь элементами геймификации, способствует популяризации образования», –
рассказывают авторы проекта.
Как это работает?
Выбор профессии: вы
проходите тест на определение интересов и склонностей.
Траектория развития: skill-портфолио рассчитывает процент
знаний для точечного подбора модулей курсов.
Прохождение курсов: вы
слушаете курсы, образовательные организации подтверждают их прохождение.
На платформе формируется
цифровое портфолио, в котором указываются все пройденные программы и курсы. Его
может посмотреть потенциальный работодатель, поэтому вероятность
трудоустройства повышается с каждым новым достижением.
Из университета сразу на
работу
Сегодня одна из главных
претензий ко многим университетам со стороны работодателей состоит в том, что
выпускники после 4–6 лет учебы не знают, что делать на рабочем месте.
Теоретические знания есть, практических навыков нет. Особенно остро проблема
стоит в регионах, поскольку лучшие студенты, как правило, уезжают учиться и
работать в столичные вузы и компании. Автор проекта «Модель регионального
партнерства университетов и работодателей» Валерий Платонов предлагает решение,
которое снизит отток учащихся и повысит долю студентов, трудоустроенных по
профильной специальности.
Чтобы помочь
университетам трудоустраивать выпускников, региональные бизнес-лидеры
разрабатывают список компетенций, прежде всего цифровых, которыми должен
обладать успешный кандидат. В учебную программу включаются майноры – профильные
дисциплины, которые позволяют овладеть нужными компетенциями, и стажировки. Их
ведут специалисты компаний-заказчиков.
Идея модели возникла из
анализа новейших зарубежных тенденций в развитии взаимодействия между
работодателями и организациями высшего образования. Такие инновации мало
известны не только у нас, но и в странах, где они начинают развиваться. Между
тем они служат самым важным целям как работодателей, так и студентов и в
перспективе помогают самим образовательным организациям противодействовать
тенденции снижения ценности диплома высшего образования для работодателей. Те
регионы, которые внедрят такую модель, наверняка смогут помочь сохранению и
привлечению талантов, и в то же время прославить себя как самый инновационный
регион в интеграции высшего образования и рабочих мест.
Валерий Платонов,
председатель оргкомитета конкурса EdCrunch Award:
«Студенты, которые
присоединятся к программам партнерства, получат возможности для прохождения
стажировки и наставничества, приоритет для выбора стажировок и “гарантированный
просмотр резюме для открытых вакансий” с участвующими в партнерстве предприятиями».
Выстраиваем
профессиональную траекторию с помощью нейротехнологий
Окей, вы устроились на
работу, усердно трудитесь в компании несколько лет, но постепенно понимаете (и
вы, и ваш работодатель), что пора бы вам прокачать свои профкомпетенции и
подучиться. Как правило, крупные компании, если они реально заботятся о
профессионализме своих сотрудников, используют три инструмента:
– обучение сотрудника в
ведущих международных бизнес-школах;
– организация
корпоративного обучения;
– открытие собственных
корпоративных университетов.
Все это требует больших
вложений. Конечно, иметь свой корпоративный университет статусно, но далеко не
все компании могут как «Сбербанк» и «Росатом» себе это позволить. К тому же во
всех трех случаях нет надежных инструментов, чтобы измерить эффективность
обучения, не говоря уже о том, чтобы учить каждого сотрудника в соответствии с
его индивидуальными потребностями, возможностями и задачами.
Проблема:
Индивидуальные
профессиональные траектории развития сотрудников в большинстве компаний
строятся стихийно и бессистемно.
Лаборатория знаний
совместно с цифровой образовательной платформой «Универсариум» разработали
систему, которая позволяет выстраивать индивидуальные образовательные
траектории для сотрудников компаний, причем с помощью нейротехнологий. Система
называется «НейроТраектории» и состоит из нейроинтерфейса, считывающего
мозговую активность сотрудника для определения его психоэмоциональных реакций.
Для фиксации электрической активности мозга используется портативный энцефалограф;
ПО, проводящее диагностику компетенций и оценку качества корпоративного
образовательного контента, а также строящее индивидуальную образовательную
траекторию и проводящее анализ эффективности обучения.
Система «НейроТраектории»
позволяет объективно оценить эффективность обучения сотрудников, замерить
уровень приобретенных компетенций, а также построить эффективную модель
развития сотрудников на основе учета индивидуальных психоэмоциональных реакций,
поведенческих особенностей и когнитивных характеристик.